Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) дошкольного учреждения - базис, на котором строится образовательная программа для разностороннего развития личности ребенка.

Регламентирование и структурирование понятия РППС, проведенное в 2015 году, в значительной степени пояснило и упростило нормы формирования РППС в рамках ДОО и отдельной семьи. Подразделение на функциональные модули позволяет тщательно проработать каждый аспект РППС и обеспечить высокую функциональность и вариативность игрового и дидактического материала.

Перейти в описание ФГОС ДО

В качестве одного из основополагающих модулей РППС выделен модуль «Игровая», который описывает конкретные материалы и оборудование для игровой деятельности дошкольников, правила их использования и возрастную адресованность. Назначение данного функционального модуля заключается в надлежащей организации пространства в рамках ДОО для различных видов игровой деятельности детей.

Такое пространство призвано включать ребенка в систему общественных отношений, формировать и мягко корректировать его личностное развитие. Специалисты особенно отмечают, что материалы модуля «Игровая» должны побуждать дошкольников к свободным занятиям, в процессе которых ребенок не только развивается, но и познает себя. Данный модуль РППС охватывает все возрастные группы ДОО (от 2 до 7 лет) и включает в себя максимально широкий диапазон видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, двигательная, художественная, конструкторская и трудовая.



Игровая деятельность представляет собой произвольный или организованный педагогом досуг, в процессе которого ребенок в игровой форме осваивает какую-либо деятельность. Например, базовое для младших групп занятие с пирамидами Пирамиды классические (арт.8102) позволяет в процессе интересной игры охватить несколько важнейших аспектов развития: мелкую моторику, логику, память, знание размеров и цветов.

Коммуникативная деятельность помимо общего развития активно стимулирует социальные и речевые навыки ребенка, что важно в любой возрастной группе. Например, игры с комплектом Посуда детская (арт. 8011) побуждают ребенка к общению, будь то общение между сверстниками или воображаемое общение игрушек — "участников" игры. Это помогает ребенку усвоить и закрепить нормы поведения в обществе и понять особенности межличностных отношений, стимулирует развитие речи.



Познавательно-исследовательская деятельность — один из наиболее объемных компонентов развития дошкольника, который присутствует практически в каждой игре или занятии. Познание мира — базовая потребность ребенка, которая обеспечивает своевременное и адекватное возрасту развитие. Игровые материалы модуля «Игровая» помогают включать в игровую деятельность познавательный аспект. Например, занятия с комплектом Детское лото (арт. 8205) создают благоприятную ситуацию для восприятия и запоминания новых предметов или явлений, так как сопоставление образов — суть игры — невозможно без их понимания.

Изобразительная и музыкальная деятельность представляют собой аспекты эстетического воспитания дошкольников, которые знакомят ребенка с миром художественного и музыкального творчества, учат восприятию и пониманию произведений искусства, помогают в процессе самоопределения. Например, первым опытом изобразительного творчества могут стать занятия с Классическая мозаика (арт. 8215), в процессе которых ребенок научится создавать произвольные или предложенные образы из разноцветных деталей.

Художественная деятельность — это получение навыка восприятия художественной литературы и фольклора. Знакомство с различными литературными произведениями не только развивает и обогащает речь и словарный запас ребенка, но и стимулирует развитие чуткости, восприимчивости, воспитывает эмпатию. Например, игровой комплект Сказочное домино (арт. 8207) познакомит воспитанников со сказочными героями, а также позволит им самим воспроизвести сказочные сюжеты по памяти.

Двигательная активность дошкольника — неотъемлемый аспект гармоничного развития ребенка, для которого должны быть созданы все условия посредством РППС ДОО. Подвижные игры развивают крупную моторику и координацию движений, помогают понимать взаимодействие между предметами в пространстве. Например, активные игры с Каталка на палочке (арт. 8022) позволят младшим дошкольникам понять и освоить принципы управления предметом.

Конструкторская деятельность — один из важнейших аспектов творческой деятельности, рекомендованный специалистами для развития дошкольников. Конструирование развивает множество функций: мелкую моторику, объемно-пространственное мышление, умение логически мыслить и продумывать последовательность действий, фантазию. Крупный конструктор — один из лучших материалов для освоения этого вида деятельности. Комплект Мультистрой 105 конструктор (арт. 8105) открывает ребенку пространство для творчества и конструирования, большие детали легко соединяются, а их количество позволяет создавать большие объемные модели, которые станут новыми компонентами игровой среды.



Трудовая деятельность — серьезный аспект образовательной программы в ДОО, требующий особого подхода. Через игру и подражание старшим дошкольники должны усвоить важность и необходимость трудовой деятельности, научиться уважать чужой труд. Простые игрушки, повторяющие привычные предметы обихода и быта, помогут детям усвоить важные уроки трудового воспитания. Например, Комплект инструментов (арт. 8012) поможет мальчикам организовать увлекательную игру, в процессе которой они научатся правильно держать столярные инструменты и запомнят их назначение.

Педагогам важно понимать, что грамотная комплектация модуля РППС «Игровая» поможет им обеспечить разработку и внедрение высокорезультативной образовательной программы, к тому же это значительно облегчит организацию свободного и организованного досуга в любой группе ДОО.

Перейти в модуль "Игровая"